На сегодняшний день, к сожалению, существует крайне мало истинных православных верующих, которые не просто верят, а постоянно совершенствуют свою веру, впитывая новые знания, изучая душеполезную литературу. Однако делают они это крайне зря, так как именно в таких книгах заложены ответы на наиболее волнующие их вопросы, которые они задают на исповеди священнику. Они хотят знать, как избежать раздражения, как мирно жить с родными и друзьями, как побороть лень и уныние. Всему этому учит аскетика. Благодаря богословской науке мы сможем понять смысл страсти и греха, мы сможем найти способы избежать и побороть их, приобрести душевное спокойствие и поселить в своем сердце любовь к Господу и ближним своим.
Само понятие аскетики моментально вызывает ассоциации с древними монахами, египетскими пустынниками, ведь многие до сих пор считают, что борьба со страстью и грехом является делом сугубо монашеским, так как простому человеку это явно не по плечу. Однако это является грубейшим заблуждением, так как к жестокой ежедневной войне за души наши выступаем мы все, каждый из нас, и делая ежедневный выбор мы сами выигрываем или проигрываем. Каждый христианин, становясь воином Христовым после таинства крещения, клянется в верности Господу нашему, отрекается от греха и дъявола.
Если говорить о самой акетике, то тут можно позволить себе выразиться немного неверно, но вполне понятно, назвав это науку христианской психологией, ведь многие знают что если перевести с греческого «психология» переводится как «наука о человеческой душе». Это наука занимается изучением механизмов человеческого поведения. Применение практической психологии помогает человеку справиться с постигшими его бедствиями, справиться с дурными наклонностями и научится ладить самим с собой. И если задуматься то задачи психологии и аскетики совпадают.
Поэтому первые отцы, поставившие себе задачу создать бумажного помощника своим прихожанам, старались создать такой учебник, который включал бы в себя все аспекты христианской жизни. Однако, так же как и психология, аскетика не является единой наукой, например, как физика, математика или химия, она состоит из множества частей, поднаук, которые так же необходимо учитывать. Поэтому для того чтобы создать совершенный учебник, единое пособие для каждого христианина, нужно было собрать все знания по крупице и создать из них единое целое, но так как это практически невозможно, было создано множество книг, каждая из которых поднимает занавес над определенной проблемой.