Статья написана о беседе протоиерея Александра Менья со своими слушателями, которая проходила за круглым столом. Беседа состоит из вопросов участников и ответов Александра.
Тему беседы, условно названную «Почему нам трудно поверить в Бога?», изложим вкратце.
Первый вопрос, который был задан протоиерею в виде записки, касается «религий». Он таков:
– Что сделать, чтобы «религия» не мешала вере? Ведь препятствия к ней словесные и человеческие. То есть все, что написано, и все, что слышим о Боге, слишком человеческое. Возьмём, например, Библию и Новый Завет. Слишком земно также происхождение 10 заповедей, за исключением одного. «Возлюби врага своего» – единственное, что может иметь Высшее происхождение. Хотя его тоже мог сказать гений. Также можно сказать о молитвах – их написали люди. Слишком трудно верить в Бога, когда вокруг все говорят о нем. Кажется, что было бы легче без Церквей. Ведь вера должна иметь внутреннее происхождение.
По словам протоиерея, «религия» считается феноменом земным, человеческим. Она является ядром сосредоточения двух миров – соприкосновением человеческого духа с Высшим. Есть связь между «Религией» и «обрядом» – обрядить, одеть. Как будто обряд одевает внутренний мир верой. А слова могут стать мостом между религией и верой. Нужно только заметить точки соприкосновения. Если думать, что между писателем и читателем его стихов нет чего-то общего, то они станут скучными. Таким же образом вникать в веру человек может через, скажем, картины прошлых веков. Этому яркий пример богослова С. Булгакова, который, посмотрев на Сикстинскую Мадонну, открыл в себе веру в Бога. Но нельзя презирать слово «человеческое». Ведь если нас может поражать ласточка, которая могла бы писать стихи, зачем не удивляться тому, как человек думает о несущем? Каждая особа несет в себе удивительное таинство духа. Именно за свой загадочный дух мы можем притендовать на проводники в Высшей святой Реальности.
Следующий вопрос касается Иисуса Христа.
– По словам автора записки, в Евангелии существует подлинный исторический факт – Христос, скорее, был гениальной личностью, гением психической проникновенности, который поверил, что он сын Божий. Он был фанатиком веры, поэтому его ученики легко поверили ему. Значит Иисус никакой и не святой?
Прозвучал умный ответ Александра: если Иисус был гениальным гипнотизером, то почему он жил, не задумываясь о своем успехе и славе? И зачем отказался от трона царя, которым провозгласил народ?