Далеко не каждый европейский музей может похвастаться статуями японской алтарной скульптуры и уж тем более раннего средневековья. А вот в Государственном музее Востока (Москва) такой образец есть в наличии: это статуя Бодхисаттвы Фугэн, который восседает на слоне. Такие статуи были очень распространены в хэйанскую эпоху в Японии (794 – 1184 гг). Именно в этот период буддийский культ в стране был как раз на пике. Кстати, если вы интересуетесь Японией и японской культурой, посетите вот этот сайт. На нём вы найдёте много полезной информации.
Фугэн в скульптурной алтарной композиции традиционно располагается справа от Шакьямуни, симметрично по левую сторону находится другое божество мудрости в Японии – Мондзю, или Манджушри на санскрите.
Манджушри – это воплощение самой мудрости, а Фугэн является наставником в определенных приемах, интуитивных и интеллектуальных усилиях, медитативных практиках. Также Фугэн наставляет в процессе составления сложнейших комбинаций – в буддизме они считались необходимыми для посвященных. В хэйанское время Фугэн был одним из наиболее почитаемых буддийских персонажей. Он стал воплощением религиозной мысли эпохи и истинным воплощением духа.
Если следовать двум главам Лотосовой сутры, то Бодхисаттва Фугэн должен быть с ладонями, сложенными перед грудью, находящимся на белом слоне, у которого шесть бивней. При этом Фугэн обязательно скрещивает ноги. Шесть бивней явно заставляют вспомнить о божественном зачатии Шакьямуни, ведь в бок его матери вошел как раз белый слон, обладающий шестью бивнями. Эта особенность используется и в живописи: благодаря этому приему описывается сверхъестественность и фантастическое начало божественного облика. Правда, воплотить это сложно, поэтому скульпторы чаще всего обходятся двумя бивнями: на конце каждого из них находится подобие трезубца.
В результате, животное, которое, кстати, не водится в Японии, выглядит причудливо и экзотично. На фигуре сохранены и остатки кожаной упряжки, и попоны, вырезанной из дерева, которая наверняка была орнаментирована довольно богато.