В определении китайского города Харбина русским нет никакой случайной ошибки. Его основали именно русские как поселение на строительстве Китайско-Восточной железной дороги. Сначала, при основании, за два года до наступления двадцатого столетия, это был небольшой технический населенный пункт, созданный для нужд работников и строителей, потом поселок стал быстрыми темпами разрастаться, и к началу массовой эмиграции русских после Октябрьской революции превратился в довольно большой городок, причем и уклад жизни, и даже архитектура улиц и зданий была типично русской – в то время Харбин выглядел, как какой-нибудь обыкновенный русский провинциальный город.
Китайско-Восточная железная дорога была задумана как ответвление от Транссибирской магистрали для удобства маршрута во Владивосток, для спрямления пути, следовавшего изгибам приграничных территорий. Удивительно, что после всех многочисленных войн и революций двадцатого века в Китае эта железная дорога до сих пор функционирует, правда будучи значительно реконструированной в соответствии с современными требованиями к транспортным системам. По ней успешно перевозятся разнообразные грузы (о нынешнем состоянии перевозок из Китая и в Китай можно прочитать здесь).
Харбин был городом эмигрантов, городом колонистов; он послужил своеобразным центром притяжения многих русских, не только лишь эмигрантов; по многим окрестным территориям (по Манчжурии) возникло в те годы немало русских поселений. Обслуживавшие Китайско-Восточную железную дорогу люди привезли с собой из России свою домашнюю утварь, свой привычный уклад жизни, и в первую очередь помимо обычных жилых домов и административных зданий начали возводить церкви.
К тридцатому году в этих краях было построено целых восемьдесят православных храмов, больших и малых, лишь в самом Харбине их было двадцать шесть. Со временем, после прихода коммунистов к власти, количество храмов резко уменьшилось. Эти края действительно можно назвать русскими, ведь русские люди их основали и строили. Недаром Харбин сделался местом устремления русских после революции, ведь именно здесь оставался островок «нормальной дореволюционной русской жизни», по выражению одного из окормлявших харбинский приход священников.
Кстати, единственным действующим в Поднебесной (на недавний момент) остался храм Покрова Пресвятой Богородицы в Харбине…