В передовых образовательных учреждениях среднего и среднеспециального образования набирает популярность рефлексивная форма обучения. В данной форме обучения используется огромное количество методик и способов преподнесения материала, освоения новых глубин знаний, разбор заданий, входящих в дистанционные конкурсы и олимпиады и т.д. Если говорить об уроках литературы или английского языка, то на первый план выходит интересная методика использования читательского дневника.
Читательский дневник – это очень важная форма рефлексии. По своей форме читательский дневник не отличается от обычного дневника, который некоторым из нас доводилось вести в детстве. В нем содержатся такие же дневниковые записи, но описываются в них впечатления от прочитанных произведений по литературе или на английском языке.
Стоит заметить, что современные дети будут это делать только при грамотной установки учителя и при подборе той формы, которая устраивает и ученика, и учителя. Также очень плодотворным может быть использование дневника в рукописной форме. Для некоторых образовательных учреждений можно вести электронный дневник. Может быть можно придумать какие-то современные формы ведения этого дневника.
Необходимо предложить ребятам много вариантов, чтобы у них был выбор, и чтобы выбор был добровольным, чтобы выбор формы происходил вместе с учеником на его добровольной основе, на основе мотивации. Тогда эта форма обязательно будет действовать, обязательно будет эффективной, обязательно принесет свои плоды, будет действенной.
Очень важным моментом при ведении такого дневника и проверке его учителем является вопрос, нужно и можно ли корректировать интерпретацию. Стоит ли исправлять то понимание, которое сформировалось у ученика. Нужно ли корректировать нотацию учащегося, если она не совсем верна, или в процессе работы над произведением дать ему возможность самому изменить точку зрения, открыть для себя конкурс по математике или английскому языку с другой стороны.
Очень остро у педагогов стоят вопросы, насколько своевременно оценивают работу в старших классах и насколько современно оценивают дети литературных персонажей. Во-первых интерпретаций не бывает откровенно неправильных, потому что специфика русской и английской литературы такова, что каждая интерпретация имеет место быть.
Второй вопрос, если эта интерпретация идёт вразрез с авторской позицией, в разрез с теми смыслами, которые заложены в тексте. Да конечно, если эта интерпретация противоречит и отклоняется, конечно можно и нужно корректировать вопрос. Очень важно выслушать ученика, услышать его аргументы, как он обосновывает то, что написал в дневнике.
Не следует запретить, а нужно дать возможность ребенку понять минусы своей позиции, показать всю уязвимость. Ребёнок должен сам увидеть уязвимость своей позиции, если она откровенно противоречит задумкам автора. Третий вопрос технологии таков: если мы используем технологии работы мастерских, то в принципе не принято критиковать никакие точки зрения.
То есть учитель не дает оценку не положительную, ни отрицательную. Это происходит на том этапе, когда ребята находятся в поиске, когда ребятам дается свобода самовыражения и свободу творчества, и они не боясь научиться задавать вопросы, не бояться снизить свою самооценку. Конкурс по английскому языку часто показывает, что высказанная позиция других учеников имеет место быть, когда она аргументирована.