Отдельные раздели в истории Библии нам порой приходится пересматривать, потому как появляются более новые и более точные археологические свидетельства. Если взять за основу историю ранней Церкви, то одним из важнейших ее источников были Христианские апокрифы. Об этом, причем весьма неожиданно, шла речь в докладах и лекций недавней конференции по теме современной библеистики и предания Церковного.
К примеру, в тексте доклада под названием «Библейский крест и археология» рассказывается о том, что у ученых действительно возникают определенные сомнения относительно Исхода еврейского народа из египетских земель. По традиции принято считать, что данное событие имело место в 12 или 13 веке до Христова Рождества. Однако, во время раскопок библейского Иерихона еще в середине прошлого века археологи установили, что стены этого города пали еще ранее – в 15 столетии до нашей эры. То есть, в ни в 13, ни в 12 веках до Рождества Христова их попросту не существовало. В соответствии с Библией, эти стены были восстановлены как раз в 13 веке до Христова Рождества, а восстановил их израильтянин Ахиил.
Впоследствии, при проведении некоторых других раскопок, удалось выяснить, что их более чем двадцати хананейских городов, взятых израильтянами штурмом (о чем рассказывают книги Судей и Иисуса Навина), только два (Асор и Вефиль) смогли сохранить следы военных баталий, имевших место в указанный период времени. Однако, даже эти города никак не получается с полной уверенностью связать с библейскими действиями израильского народа, а не каких-то других народов.
Один из библеистов Санкт-Петербурга говорит, что сомнения относительно Исхода из Египта двенадцати племен семитов, действительно имеют под собой определенную почву. Книга Исхода рассказывает, что из Египта отправилось 600 000 пеших мужчин. С ними, считают ученые, должно было отправиться от двух до трех миллионов детей и женщин, а также огромнейшее количество скота. В Числах же и Второзаконии речь идет о том, что израильтяне сделали длительную остановку в Кадесе. Однако сделанные археологические открытия свидетельствуют, что следы поселений в этих местах датируются только 10-7 веками до Христова Рождества, и никаких более ранних поселений здесь выявлено не было. На этом фоне появились высказывания, дескать Исход израильтян из земель Египетских произошел несколько позднее, к примеру, в период с 8 по 7 столетия или даже в шестом веке до Рождества Христова.