Четвертый по счету Вселенский собор, созванный в Халкидоне еще в 451 году, был собран по сути против лжеучений константинопольского монастырского архимандрита Евтихия. Последний, в свою очередь, отвергал всяческие предпосылки человеческой природы во Христе. На самом же деле, его мотивы были более прозрачны. Всячески опровергая ересь и стараясь защитить Божественное достоинства Спасителя, он и сам не заметил, как начал впадать в крайность, начав учить, что в Иисусе Христе все человеческое естество оказалось поглощенным Божеством, за сим в нем следовало признать лишь одно единственное естество Господне. Такое лжеучение позднее получило название Монофизитство, а некоторые из сохранившихся его последователей называются сейчас одноестественниками или монофизитами.
Созванный в Халкидоне собор, осуждал и отвергал лжеучения Евтихия, определив единственно верное и истинное церковное учение. Иными словами, он должен был довести миру позицию Церкви о том, что наш Господь Иисус Христос был истинным человеком и истинным богом. По Божественному своему естеству он вечно рождается только от Отца, а по человеческому – от Пресвятой Девы, будучи во всем подобным человеку, кроме греховности.
При рождении от Марии (воплощении) человеческое и Божественное естество в нем соединились, став единым лицом, неразлучным и нераздельным, неизменным и неслиянным. И всякая природа в Господе обладает всей полнотой. И оба этих понятий нераздельно, неслиянно и неизменно будут носить характер апофасиса и показывать, как все эти природы в Нем не соединяются никаким другим способом.
Каким же образом обе природы и оба естества нашли гармоничное соединение во Христе? Сама святость не дает никаких объяснений по этому поводу. Никакие догматы не раскроют нам тайну, они лишь способны очертить нам границы вокруг нее и показать, что за пределами этой границы, берет начало ложь, начинается настоящая ересь. Более того, понять, каким образом эти естества соединяются, будет непостижимым не только для разума человека, но и для ангельского восприятия. Из всего этого нам должно понять, насколько важным является четкое и правильное понимание самой православной веры и ее учения. И указанные выше причины еще больше это подтверждают. Следуя за своими божественными отцами, все мы в один голос учимся исповедовать Иисуса Христа – лишь его, совершенного по человечеству своему, и также совершенного по Божеству.