Когда в большинстве храмов идет Великий пост, в расписании можно встретить слово Пассия, которое не каждый знает. С латинского термин «пассия» переводится как «страдание». Подобным словом именуют службы, которые проводятся во время Великого поста, сопровождаемые чтением Евангелия о крестных страданиях Иисуса Христа. На этапе их введения пассии можно было наблюдать лишь в южных регионах России, однако к двадцатому столетию они распространилась и в остальные части страны. Позже других появилась православная служба, составителем которой выступил митрополит Киевский Петр (Могила), являющийся автором многих литургических форм. Произошло это в середине семнадцатого века.
Пассию можно наблюдать четыре раза в году. Подобная частота проведения данной службы имеет прямую связь с количеством евангелистов. Днями проведения выступают второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (либо пятницы) Великого Поста. Во время проведения данных служб поднимают тему спасительных страданий Господа Иисуса Христа, а также обращаются к событиям, имевших место в Гефсиманском саду, на Голгофе. Еще с древних времен так повелось, что, когда читают Евангелие, молящиеся стоят на коленях, держа при этом в руках зажжённые свечи.
В подобном богослужении нуждаемся мы, люди, большая часть которых жестокосердны, не готовые сострадать чужому горю, дабы это вызвало содрогание сердца на фоне воспоминаний о том, что Господь наш Иисус Христос позволил распять себя за грехи всех людей. Ведь ничто не способно дать такое утешение, ободрить и вдохновить ослабевшего духом христианина, нежели представление нескончаемой божественной любви Спасителя, который обрек Себя на Крестный подвиг, чтобы мы смогли спастись.
Когда проводится пассия, в обязательном порядке читается проповедь, в которой речь идет об искуплении. Она призвана помочь вникнуть в ее смысл. По причине раннего чина данной службы у не было определённых частей, однако на фоне народного благочестия Евангелие-проповедь получила вдобавок и акафист-Кресту Христову либо Страсти Господни. Его особенностью считается то, что в пении помимо непосредственно певчих принимают участие и все присутствующие богомольцы.
Примечательно, что во время проведения пассий верующие воспринимают данную службу очень сильно. Ей присуще столь необычное внутреннее содержание, благодаря которому молящиеся обретают высокое духовное утешение, а также получают назидание.