Пребывая в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, Святейший Патриарх Кирилл провел чин малого освящения храма Живоначальной Троицы. Вместе с Патриархом молились митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, наместник монастыря на Валааме епископ Троицкий Панкратий, глава секретариата Московского Патриархата епископ Солнечногорский Сергий. Также на освящении храма присутствовали меценаты и строители, возродившие храм.
В своем обращении Патриарх Кирилл поздравил всех присутствующих, как служителей церкви, так и прихожан с важным событием – освящением еще одного храма Валаамской обители. Пусть каждый пришедший под эти своды, обращаясь к Господу, получит по своей вере, укрепится в своей вере и почувствует Божье присутствие, сказал Патриарх.
Ровно 200 лет тому назад, при игумене Иннокентии, была освящена двухъярусная церковь Живоначальной Троицы и иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм был построен так, что слабые и немощные старцы могли слушать богослужения, не выходя из своих келий, поскольку храм примыкал к жилым палатам. Строительные работы были закончены полностью только к 1837 году. После революций 1917 года Валаам отошел Финляндии.
В жизни монахов практически ничего не изменилось. Однако с началом советско-финской войны в 1939 году все изменилось. В январе 1940 года советская авиация во время ударов по линии Маннергейма разбомбила и Валаамский монастырь. Бомба попала и в церковь Живоначальной Троицы. Она прошла оба этажа, уничтожив крышу, перекрытия и практически разрушив строение церкви. Монахов эвакуировали в Финляндию, поскольку по итогам войны Валаам перешел под юрисдикцию Советского Союза. В сохранившихся зданиях монастыря размещалась сначала школа юнг, а затем совхоз. В 1952 году здесь был организован дом-интернат для инвалидов войны.
В середине семидесятых произошла первая попытка возродить церковь, однако работы были сделаны достаточно грубо, и здание утратило свои архитектурные очертания. Только в 1991 году власти отдали строения в собственность Валаамскому монастырю. В 2003 году были начаты реставрационные работы под руководством епископа Троицкого Панкратия. Работы осложнялись тем, что не сохранилось никаких сведений и остатков росписи храма. Но благодаря кропотливому труду и усердию была создана новая роспись в соответствии с древнерусской традицией иконописи.