В начале христианства до VI века ко крещению приводились только взрослые люди, само Таинство разделялось во времени и зависело от степени духовной готовности человека.
Первая степень называлась катехизация или оглашение. Период оглашения мог длиться до трех лет. За это время должны были быть серьезно изучены основы христианского учения. По мере изучения и продвижения в вере, оглашаемым присваивался разряд с первого по пятый. Оглашением степень называлась, потому, как все обучение проходило в устной форме, или оглашением.
В отличие от уже крещеных христиан, оглашенные не считались духовно возрожденными членами Церкви, но причислялись к христианам. Они как бы прибывали в преддверии Церкви, осеняли себя крестным знамением и участвовали в определенной части литургии.
Вторая степень называлась крещением. Часто крещение принималось человеком уже в позднем возрасте, после завершения духовного образования, когда человек мог сознательно, со всей ответственностью прийти к решению соединения с Христом.
Перед крещением проводился сорокадневный пост. Пост был обязательным не только для готовящегося ко крещению, но и для всей христианской общины в целом. Пост был необходим, чтобы установить духу главенство над телом и тем самым облегчить свое приближение к Господу.
Современные традиции поста перед Рождеством и великого поста перед Пасхой являются отголосками именно этого древнего единого сорокадневного поста, проводимого перед крещением Господним.
С широким распространением христианства, институт оглашенных постепенно становился излишним. Стало меньше варварских народов переходящих в зрелом возрасте в христианство, возник обряд крещения детей, препятствующий взрослым откладывать свое крещение на неопределенное время.
На VI Вселенском Соборе 680 года было введено 84 правило предписывающее не препятствовать крещению младенцев.
Необходимость крещения детей опирается на заповедь Иисуса Христа крестить все народы, эта заповедь общая и никого не исключающая. Рожденный младенец ни в чем не согрешил сам, но несет в себе первородных грех Адама и поэтому нуждается в ранней защите и крещении. Сама церковь в лице родителей ребенка, его крестных отца и матери, всего прихода берет на себя ответственность и сочетает младенца с Иисусом Христом посредством Таинства Крещения, ибо сам Иисус говорил: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».