Этот летний пост имеет несколько названий. Давайте более подробно посмотрим на каждое из них. Апостольским пост называется, поскольку его установили апостолы. Название Петровский он получил, потому что его завершение как раз приходится на день Петра и Павла. Пост Пятидесятницы – за счет того, что с этим праздником они неразрывно связаны. В народе его называют Петровкой и Петровым говением.
Установили данный пост в память о Павле и Петре. Они как раз в этот период времени постились, подготавливая себя к Евангельской проповеди. Именно поэтому пост чаще всего заканчивается двенадцатого июля – на Петра и Павла. За исключением тех случаев, когда этот праздник приходиться на среду или пятницу. Так, получается, что длительность поста зависит от того, когда началась Пасха. Она может варьироваться от шести до восьми недель.
Немного истории
Первые упоминания о посте можно уже обнаружить в Постановлениях Апостольских. Это своеобразный свод правил, который был составлен в первое время наступление христианства. Там сказано, что после проведения Пятидесятницы необходимо одну седмицу праздновать, после чего поститься. Поскольку справедливость требует от нас радоваться за принятие Божьих даров, и поститься, чтобы облегчить плоть.
Изначально, в первые упоминания появляются у Ипполита Римского в «Апостольских преданиях», примерно в третьем веке. В то время этот пост считался компенсаторным, и никоим образом не был связан с апостолами. То есть в это время постились все те, кто не мог этого сделать перед Пасхой.
Многие православные праздники были переняты Русью у Византии. Также утверждение данного поста было связано с событиями, случившимися в Константинополе. Тогда в столице Византии был построен храм апостолов Петра и Павла, который как раз был освящен именно 12 июля (по новому стилю, а по старому – 29 июня). С тех пор этот день считался особо торжественным, как на Западе, так и на Востоке.
После этого у благочестивых христиан сформировалась традиция подготавливать себя к такому большому празднику. Поэтому молитвы и пост воспринимались как что-то необходимое для очищения и обретения духовной чистоты после Пятидесятницы.
Уже после четвертого века начинает появляться большое количество свидетельств о проведении апостольского поста. О нём упоминается во многих трудах известных религиозных деятелей того времени (Амвросий Медиоланкий, Афанасий Великий, а чуть позже и Феодорит Кирский).