Новости :: Десять заповедей :: Диалоги :: Семья :: Спасение в XXI в. :: Церковный этикет :: Духовная литература :: ГРЕХИ
Статьи :: Видео
  • Крещение детей
  • Основы православной культуры
  • Паломничество
  • Православные молитвы
  • Православные праздники
  • :: Фотогалерея :: Азбука Православия :: Церковные Деятели :: О нас

    Яндекс.Метрика

    * Международный форум молодого кино *


    28.12.2016

    kino-fotoВ передачах различных программ ТВ, уделявшего много места событиям и персонажам западногерманского фестиваля, отдавалось должное мастерству создателей фильмов — участников конкурсной программы киносмотра. Однако многие журналисты, кинокритики считали нужным подчеркнуть всю важность того, что происходило в кинотеатрах «Дельфи», «Арсенал», «Интернациональ», в кинозале западноберлинской академии искусств. Там демонстрировались фильмы Международного форума молодого кино.

    В нынешнем году Форум отметил двадцатилетний юбилей. Однако его бессменные организаторы и руководители — супруги Ульрих и Эрика Грегор начали свою просветительскую деятельность в середине пятидесятых годов. Именно к этому времени относится появление серий блистательных критических статей Ульриха Грегора о немецком и мировом кино. Мировую известность получила принадлежащая его перу «История современного кино».

    — Международный форум молодого кино был рожден в пору кризиса, что пережил в 1970 году западноберлинский кинофестиваль,— рассказывает У. Грегор.— Тогда распространился слух, что из конкурса фестиваля будет изъят фильм Михаэля Ферхёвена «О. К.». Картина резко осуждала войну во Вьетнаме. Стихийно возникли митинги, яростные дискуссии, собрания, на которых прозвучали требования создать иной, альтернативный киносмотр.

    На этих собраниях «Друзья немецкой синематеки» выступили с программой создания киносмотра, на котором главенствовало бы искусство, а не коммерция.

    На протяжении многих лет супруги Грегор руководят главным кинотеатром «Друзей немецкой синематеки» — «Арсеналом».

    — Мы назвали его так в честь знаменитой ленты Александра Довженко. В разные периоды истории советского кинематографа в нем существовали и существуют арсеналы новых средств киновыражения,— считает Эрика Грегор.

    Она инициатор и организатор проведения в западноберлинском «Арсенале» тематических недель советского кино, ретроспектив, посвященных творчеству его мастеров.

    В нынешнем году аудитория XX Международного форума молодого кино в Западном Берлине тепло принимала фильм нашего соотечественника Сергея Бодрова «СЭР» («Свобода — это рай», киностудия «Мосфильм»), удостоенного единственной здесь премии имени Вольфганга Штаудте, выдающегося немецкого режиссера. Она присуждается на Форуме первой или второй работе кинематографиста. Вместе с дипломом единственному лауреату вручается конверт с чеком на 20 тысяч западногерманских марок. Предполагается, что эта сумма поможет начинающему режиссеру покрыть хотя бы часть расходов последующей работы.

    Наверное, и нашим киносмотрам не худо было бы перенять этот метод поощрения талантливых художников.

    В программу XX киносмотра, кроме вышеупомянутого «СЭРа», были включены ленфильмовские ленты «Оно» (С. Овчаров). «Кома» (Б. Горлов. Н. Адоменайте). «Бумажные глаза Пришвина» (В. Огородников). «Посвященный» (О. Тепцов).

    Ульрих Грегор говорил мне, что нынешние возможности Форума и несомненный интерес зрителей позволяют представить и большее число советских фильмов. Ведь 20 лет назад Форум молодого кино располагал кинотеатром на 600 мест. Сейчас это четыре современных, просторных кинозала, на 10 фестивальных дней принимающих более 80 тысяч зрителей. Зрителей активных, подготовленных, а главное, очень заинтересованных. На моих глазах рухнул стойкий миф о непонимании западными зрителями сугубо русских реалий щедринской прозы, нашедшей свое изобретательное и тонкое воплощение в фильме С. Овчарова.

    И не имело значения, что среди создателей «молодых» фильмов был и сорокасемилетний Мани Кауль, замечательный автор чрезвычайно оригинальных индийских лент, в которых зрительный ряд поразительно переплетается с национальной музыкой, с древнеиндийскими традициями скульптуры, живописи, танца. «Дивидха», первая работа Мани Кауля, была отыскана и приглашена на Форум супругами Грегорами еще в 1975 году. Получившие широкую международную известность фильмы Мани Кауля «Дхрупад» (1984), «Мати Манас» (1986) также были впервые представлены на Форуме в Западном Берлине. А новую его ленту «Сидхештвари» (1989) сюда из многих стран мира съехались посмотреть знатоки и почитатели творчества индийского кинематографиста. Впрочем, в двухтысячной аудитории кинотеатра «Дельфи» преобладали, конечно, не они.

    Сюда пришли в основном те, кто интересуется новым киноязыком, новыми эстетическими принципами, что осваивают в своем творчестве кинематографисты всех возрастов, всех континентов земли. А таких зрителей становится все больше. В том числе и на тех фильмах, что наши прокатчики отнесли бы к категории сверхсложных.

    Впрочем, американская лента «Аптечный ковбой», поставленная независимым кинорежиссером Гасом Вэн Сайтом, внешне вроде бы заключена в традиционные для кино США формы. Лихая четверка молодых наркоманов, пользуясь всевозможными уловками, всякий раз уходя от полицейских преследований, грабит аптеки. Причем награбленное не продает, а использует в своих надобностях. Две молодые супружеские пары. Эдакие симпатичные Бонни и Клайды.

    Скоро убеждаешься, что традиционные сюжетные схемы первых эпизодов понадобились создателю серьезного психологического исследования как своеобразная приманка. Далее следует изобилующая горькими и страшными обобщениями картина «расчеловечивания героев», постепенной потери ими свойств и качеств, еще совсем недавно делавших четырех обаятельных молодых людей людьми.

    Элементы нового киноязыка, тонкого юмора могут возникнуть в фильмах Форума от забавного столкновения хрестоматийных киноцитат, как это случается в умной и веселой французской картине «Осада Альказара» кинорежиссера Люка Муллета.

    Тут словно знакомишься с абсолютно новой, а потому пока не простой для восприятия школой живописи. Видимо, не случайно сторонником и пропагандистом фильма Олега Тепцова «Посвященный» стал владелец самой известной галереи русского авангардного искусства в Западном Берлине Натан Федоровский. Сложная, живописная в каждом кадре, необычная по киноязыку работа Олега Тепцова, несомненно, впитала в себя приемы и методы мастеров именно русской авангардной живописи.

    Большими и малыми открытиями была наполнена программа Международного форума молодого кино в Западном Берлине. Десятки тысяч людей стремятся приобщиться к ним, свидетельством тому — очереди в кассах кинозалов или, скажем, полный аншлаг на полуночный сеанс в кинотеатре «Дельфи» на тот же фильм Олега Тепцова.

    К открытиям Форума, несомненно, относился и более чем четырехчасовой фильм «Городская жизнь». Замысел его создания возник несколько лет назад на Международном кинофестивале в Роттердаме. Голландские продюсеры и режиссеры Дик Рейнеке и Милдред Леюваарден предложили группе кинематографистов разных стран (среди них Мринал Сен (Индия), Кшиштоф Кесьлевский (Польша), Тато Котетишвили (СССР), Игл Пеннел (США), постановщики еще восьми государств мира) снять международный художественный фильм, который бы слагал киноновеллы, повествующие о каких-то важных для художников аспектах жизни городов Земли. В результате возникло интереснейшее кинопроизведение. В нем авторы восхищаются, любуются, проклинают, высмеивают самые разные, подчас неожиданные, стороны существования своих родных городов.

    Перед тринадцатью кинематографистами, принимавшими участие в осуществлении этого международного проекта, были поставлены единые условия: время действия каждой новеллы обязано уместиться не более чем в недельный срок, в любой из них должна идти речь о гибели «Титаника» в 1912 году, о бесчисленных планах подъема корабля из морской пучины.

    Обязательное включение сюжета «Титаника» в любую из новелл мотивировалось следующим образом: «Титаник» по самой своей сути был городом, к гибели которого привели людская неосторожность, легкомыслие, гордыня. От него прямая линия к загадочным и по сей день причинам гибели древней Атлантиды.

    Самым блистательным образом с этим «кинобуриме», на мой взгляд, справился Кшиштоф Кесьлевский. Его виртуозная по форме, очень мудрая и простая по содержанию новелла способна объяснить и оправдать глобальную скорбь, что испытывает автор в связи с определенными сторонами жизни соотечественников, и дать хоть какую-то надежду в сегодняшнем чрезвычайно сложном и запутанном мире. Снята она на том высочайшем профессиональном уровне, когда его абсолютно не замечаешь.

    Интересны остросатирическая американская новелла о Хьюстоне Игла Пеннела и лирическое, вместе с тем до предела наполненное сегодняшними событиями грузинское повествование о Тбилиси Тато Котетишвили.

    «Городская жизнь» смотрится сегодня как увлекательное, единое, перевитое прочими глубинными связями кинопроизведение. Не случайно его мировая премьера состоялась именно на Международном форуме молодого кино в Западном Берлине. Здесь не на словах, а на деле чтут любые попытки сказать новое слово в кинематографе.

    Феликс Андреев


    © bgm.org.ru - Православная жизнь, 2012-2017
    Новости | Статьи | Азбука православия| Актуально | Контакты |