Новости :: Десять заповедей :: Диалоги :: Семья :: Спасение в XXI в. :: Церковный этикет :: Духовная литература :: ГРЕХИ
Статьи :: Видео
  • Крещение детей
  • Основы православной культуры
  • Паломничество
  • Православные молитвы
  • Православные праздники
  • :: Фотогалерея :: Азбука Православия :: Церковные Деятели :: О нас

    Яндекс.Метрика

    * Русская икона: образы и символы *


    04.03.2014

    Русская икона
    Очень большой интерес вызывает всегда русская икона, образы и символы, которые она олицетворяет. Однако история русской иконописи довольно тяжела, так как переживала взлёты и падения.

    Христианство появилось на Руси больше тысячи лет назад, первые иконы появились также в это время. Иконопись получила широкое распространение во всех странах с православным вероисповеданием.

    Икона, как один из видов живописи играла огромную роль на Руси. В течение долгого времени икона несла людям духовные истины христианской жизни. Иконы того времени имели необычайную красоту и становились прекрасным украшением христианских храмов.

    Практически все имена иконописцев и зодчих, которые возводили храмы и занимались их убранством изнутри, в наше время неизвестны. Однако до нашего времени дошло такое имя, как имя монаха Киево-Печерского монастыря Алимпия,родоначальником русской иконописисчитается именно он.

    Икона Божией Матери Рассказы, которые передавались из уст в уста, говорят о том, что образы, написанные этим монахом, имели чудотворные свойства. О целебных свойствах его красок и икон было известно многим людям. Однако сведений о его жизни немного. Известно лишь, что родился Алимпий в XI веке, приблизительно в 70-х годах. Писать иконы мальчик научился у византийских мастеров. В середине 80-х Алимпий принял постриг и всю жизнь работал в монастыре.

    Новгородская школа иконописи

    Данная школа иконописи появилась в XII веке. Новгородские иконы отличаются простотой композиций. Следует также отметить, что образы на иконах расположены удивительно симметрично относительно друг друга.

    На многих иконах новгородской школы можно заметить изображение синего цветка, который являлся символом воды и водной стихии. Нельзя оставить без внимания также тот факт, что на иконах присутствовали архитектурные образы.

    Ещё одной отличительной чертой новгородских икон было изображение деревьев. Деревья, как правило, имели закруглённую крону, однако листва была немного заострена.

    Фигуры, изображённые на новгородских иконах, были немного удлинёнными, стройными и имели особое положение рук, которое показывало эмоциональное состояние человека, изображённого на иконе.

    Расцвет школы пришёлся на XV век.

    Однако иконопись приветствовалась на Руси не всегда. При правлении Петра I было отвергнуто всё культурное наследие Древней Руси, в том числе и иконопись. В это время истинные иконы, которые имеют культурную ценность, писались только в небольших деревнях.

    Тем не менее, интерес к иконописи снова возрос. Древнерусские иконы становятся предметом интереса и исследований многих историков. Однако к тому времени, когда интерес людей к иконам достиг своего апогея, многие из древнерусских икон были утеряны. Большинство же икон потемнели и потеряли свою былую красоту. На всех иконах были видны лишь потемневшие силуэты и контуры изображений. Тем не менее, находились люди, которые воспринимали иконы как истинные произведения искусства. Ценители искусства собирали целые коллекции икон, самыми знаменитыми из которых стали коллекции Остроухова и Морозова.

    Со временем, с применением особых техник, иконы расчищались от потемнений и именно в это время, в начале XIX века началось истинное признание художественной и культурной ценности иконописи Древней Руси.

    Русская икона, образы и символыее изучались многими специалистами. Существует целый ряд книг, который рассказывает об иконах.

    Изображение архитектурных построек и зданий весьма символичны. Часто окна и двери изображались в неположенном месте, чтобы показать, что событие, изображенное на иконе, происходит прямо перед людьми и неподвластно логике земного бытия.

    Свет на иконах практически отсутствовал. Он мог исходить только изнутри фигур, которые изображались на иконах, чтобы доказать их святость и чистоту помыслов. Это можно назвать ещё одним примером символики русских икон.

    Очень символичным считалось изображение глаз. Глаза на ликах святых были широко раскрыты, и создавалось впечатление, что не человек смотрит на икону, а как бы икона смотрит на человека. Символичным было также расположение рук, они были либо вознесены к небу, либо прижаты к груди.

    Преобладающими цветами на иконах были красный, зелёный и синий. Красный цвет – цвет крови, символизирующий жертвенность. Зелёный цвет – цвет, символизирующий Святой Дух. Синий же цвет является символом чистоты и непорочности.

    Главным же образом русских икон стал образ Иисуса Христа. Люди изображали его как Спасителя человечества. Нередко встречается также образ Богородицы. Существует также несколько сюжетных групп: изображение различных церковных праздников, святых. Все иконы пишутся по определённым правилам, которые строго соблюдаются иконописцем.

    Видео: Икона Божией Матери Семистрельная


    © bgm.org.ru - Православная жизнь, 2012-2017
    Новости | Статьи | Азбука православия| Актуально | Контакты |