Икона является живописным, мозаичным или даже рельефным изображением Божьей Матери, Господа Иисуса Христа и всех святых, также на иконах изображаются события из Церковной или Священной истории. Мы решили рассказать, какая она Символика византийской иконы.
Самые первые иконы были написаны задолго до возникновения Византийской империи, которая образовалась в четвертом веке. По Преданию, первые иконы создал евангелист Лука ещё до Рождества Христова – в первом веке. Ученые утверждают, что только во втором весе был зарожден культ икон. Так кто прав?
Сохранившиеся древние византийские иконы из шестого века. Иконописные письменные каноны, являются совокупностью определенных принципов по писанию молельных икон, которые зафиксированы были немного позднее. Само создание канонов непосредственно связано с преодолением иконоборческого кризиса. Иконопись Византии была широкого распространения, что было засвидетельствовано большим количеством памятников седьмого века. Но в обыденности иконопочитание часто опускали до уровня примитивного магизма, суеверия и идолопоклонства. Из-за протеста против иконопочитаний в извращенной форме, часть монашества и иерархов начали отрицать саму идею иконы.
Но те времена давно позади, сегодня же самые известные и самые почитаемые византийские иконы – это Ченстоховская и Владимирская иконы Божьей матери.
Символический и художественный язык иконы
Икона – это символическое окно в духовный мир. У икон есть свой особый язык, в котором каждый знак является символом, обозначающим что-то большее, чем он есть.
Изображенное на иконе лицо – это лик, который повернут к Богу, личность, отображенная в свете вечности. Самое главное в иконе – это лик, а в лике главное – глаза. Всем известно выражение «глаза – это зеркало души», оно родилось в христианской системе мировоззрения. В иконе большое значение придается рукам, которые многое могут сказать о личности человека. Жесты рук по отдельности осмысливаются по-своему и несут определенную духовную информацию. В каждой новой ситуации свой жест. Руки и лик иконописец выписывал предельно точно, а вот фигуры больше изображались облегчённо, чтобы тело выглядело бесплотным и невесомым. В иконах тела как будто парят и зависают над землей. Искусство иконописи в Византии выдающееся. Изображения пытались передать, соединяя внутреннюю мощь и внешнюю хрупкость. Пропорции тел на иконах удлинённых пропорций, что в свою очередь выражает одухотворенность человека и его преображенное состояние. Икона – это отображение образа нового человека, целомудренного и преображенного.
Символика цвета в иконописи всегда присутствует. Икона, как любое живописное произведение, имеет непосредственное дело с цветом. У классической византийской иконы фон золотой. Это и цвет, и свет одновременно. Золото подчеркивает сияние Божественной славы и является символом Небесного Иерусалима. Золотой цвет выражает самое ценное, что есть в духовном мире. По смыслу самым близким к золотому цвету является белый цвет, который так же одновременно является светом и цветом, но его применяют в иконописи намного реже. Белы цвет является символом чистоты, непорочности и причастности к божественному миру. Синий и красный цвета обычно используются с иконописи вместе, они символизируют истину и милость, добро и красоту, небесное и земное – а именно начала, разделенные в падшем мире и которые противоборствуют. Только в Боге они соединяются и взаимодействуют.
В иконе цвет неразрывно связан со светом. Иконы всегда пишутся светом. Иконам неизвестны светотени, ведь на них изображается мир абсолютного света. Мир иконы является миром Небесного Иерусалима, которому не нужны ни светильники, ни солнечный свет, ведь Господь освещает его. Время и пространство икон строятся по собственным определенным законам, которые существенно отличаются от законов реалистичного искусства, а также нашего обыденного сознания. Икона открывает человеку новое бытие, её пишут с точки зрения вечности, вот потому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Создается впечатление, что прошлое, нынешнее и будущее существуют одновременно. Икона – это целостный мир, особый мир преображений, из-за чего в нем могут противоречить изображения с обычной земной логикой.
Мир иконы бесконечный, как познание божественного мира. Все линии сходятся не на одной плоскости иконы, а в месте, в котором находится созерцающий – или точнее сердце созерцающего. Именно оттуда все условные линии расходятся и расширяют его видение.
Основными знаками иконописного письма являются: свет, цвет, лик, жест, время и пространство, но сам процесс прочтения иконы не состоит из знаков, как из простых кубиков. Важно понять контекст, где один и тот же символ можно растолковать разными способами. Нужно длительное время созерцать иконы, чтобы одновременно приняли участие в познании сердце и ум.
Ближе к 19 веку было практически утеряно понимание символического языка иконописи Византии. Россия всегда считала себя наследницей культурной и церковной традиций Византии, то даже большое количество русских православных христиан понятия не имели про подлинный смысл иконы.
Византийская икона – это одно из высочайших достижений искусства средневековья. Средневековое искусство в большинстве случаев выше искусства Возрождения. Средневековое искусство больше апеллирует к разуму, абстрактное искусство к подсознанию, а искусство Возрождения и Нового Времени к чувствам.
Наверное, каждый из нас задавался вопросом, откуда появилось зло. Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, стоит заглянуть в Писание Священное, где мы сможем найти рассказ о т...
Первая неделя Великого Поста по традиции Православной Церкви является особым временем молитвенного сосредоточения и телесного воздержания. С понедельника до четверга в вечернее вре...
Все мы знаем, что такое Евангелие. Однако, что означает это слово, известно далеко не всем. В переводе с греческого языка на русский буквально «благая весть», «радостная весть», «б...
Тысячу лет прошло с тех пор, как Русь приняла Христианство. Эта дата заставляет нас, заново взглянуть на тот исторический путь прихода к вере, который прошла Россия много веков наз...
Одной из самых почитаемых и любимых святых у православных верующих города Москвы и не только можно с уверенность назвать блаженную Матрону Московскую. Они даже прозвали ее так ...